О внедрении экостандартов в практику строительства в России

Сегодня вопросы экологизации строительной сферы включены в повестку дня на высшем государственном уровне. Это находит отражение в следующих нормативных документах:

 

1. Основы государственной политики в области экологического развития Российской Федерации на период до 2030 года.

 

2. Стратегия развития промышленности строительных материалов и индустриального домостроения на период до 2020 года.

 

3.Основные направления деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2018 года, утвержденных Председателем Правительства Российской Федерации 31 января 2013 г.

 

4. Позиция Правительства России, подготовленная по итогам реализации поручения Первого заместителя Председателя Правительства РФ Шувалова И.И.

 

5. и т.д.

 

...Говоря об экологической модернизации промышленности в целом, можно отметить, что руководством нашей страны такой курс обозначен.

Принят ряд нормативных актов, которые направлены на реализацию этого курса, в частности, недавно был принят Федеральный закон от 21.07 2014 года № 219, который меняет принцип экологического регулирования деятельности промышленных предприятий и предусматривает зависимость размера платежей за негативное воздействие на окружающую среду в зависимости от степени применения наилучших доступных технологий (НДТ).

 

До 2030 года переход на НДТ будет распространен на все предприятия, и к этому времени произойдет увеличение коэффициентов платы до уровня, который будет сопоставим со стоимостью экологических мероприятий по снижению уровня загрязнений. Все это, так или иначе, касается и экологического строительства, и инструментов по внедрению НДТ на объекте недвижимости – «зеленые» стандарты, которые мы несколько лет назад с Минприроды России разработали, это и Система добровольной сертификации «Зеленые стандарты», и Национальный стандарт ГОСТ Р, о котором я говорил выше.

 

Ключевые точки роста системы "Зеленые Стандарты":

 

1. Прежде всего, это город Москва. На прошедшей недавно коллегии Департамента охраны окружающей среды и природопользования города Москвы, была рассмотрена необходимость и эффективность применения зеленых стандартов при строительстве социально значимых объектов. Также принято решение об использовании Системы «Зеленые стандарты» и ГОСТ Р 54694-2012 при разработке методических документов для использования на объектах ООПТ города Москвы.

 

2. В Республике Татарстан мы успешно взаимодействием на уровне руководства региона, которое приняло распорядительный акт, в соответствии с которым мы создали при Казанском государственном архитектурно-строительном университете Центр компетенций в сфере зеленого строительства и внедряем наши инструменты в практику проектирования и строительства в республике. Также «зеленые» стандарты будут применены при проектировании Смарт-Сити Казань. Это будет целый город, расположенный рядом с аэропортом. Подобная работа ведется в Республике Башкортостан. В рамках выполнения распоряжения главы региона по нашим зеленым стандартам под Уфой будет построен поселок.

 

3. Для Госкомпании «Автодор» разработали корпоративный «зеленый» стандарт для линейных объектов. Сегодня при проектировании ЦКАД он вошел в проектную документацию, как обязательный для исполнения. Это тот практический опыт применения добровольных, на первый взгляд, инструментов, но которые через механизмы ГЧП, а именно концессионных соглашений, становятся обязательными.

 

Мы сегодня выявляем новые возможности экологических стандартов строительства. Помимо того, что «зеленые» стандарты доказали свою эффективность по обеспечению ресурсосбережения, снижению нагрузки на окружающую среду, созданию благополучной среды обитания, мы увидели потенциал, который говорит об экономии государственных бюджетных средств. Это достигается через реализацию принципа, так называемого, жизненного цикла объекта. Известно, что на строительство у нас уходит всего порядка 20% от всей стоимости проекта, остальные 80% - на эксплуатацию. Вот за счет эксплуатации высвобождаются эти средства, которые достигают эту экономию, а «зеленые» стандарты позволяют это правильно и оптимально осуществлять. В этом контексте нашими инструментами заинтересовалась Счетная Палата РФ. 

 

В настоящее время мы ведем работу по включению экологических инструментов стандартизации при реализации крупных государственных инфраструктурных проектов. 

 

Перспективными точками роста экологизации строительной сферы помимо ЦКАД, являются БАМ, Транссиб, высокоскоростная магистраль Москва – Казань. В наших предложениях заложен подход по использованию наших инструменты, не локально на объектах, а более шире, при территориальном планировании, при рассмотрении комплекса задач всего проекта на стадии проектирования, строительства, эксплуатации.

 

С Минвостокразвития ведется работа по созданию механизма обязательного применения «зеленых стандартов» при строительстве или модернизации объектов транспортной, инженерной, энергетической, социальной инфраструктуры, необходимых для реализации инвестиционных проектов на территории Дальневосточного федерального округа.

 

Отдельно хотелось бы отметить регион, где мы видим обязательное применение «зеленых» стандартов строительства – это Арктика. Нами подготовлены и находятся на стадии обсуждения предложения по созданию специального экологического стандарта для проектирования, строительства и эксплуатации объектов инфраструктуры на территории Арктики – «Зеленого» стандарта Арктики.

 

В рамках Соглашения между Минприроды России, Национальным объединением строителей, НП «АВОК» и НП «Центр зеленых стандартов» создается Единая межведомственная система добровольной сертификации в области «зеленого строительства» под рабочим названием «РУСО», которая станет совместным национальным «зеленым» стандартом, полностью адаптированным к российской нормативно-правовой базе и высококонкурентным по отношению к зарубежным аналогам.

 

По материалам http://www.stroyorbita.ru/